Великобритания во второй половине XX в.

Великобритания во второй половине XX в.

Двухпартийная система Великобритании состоит из консервативной и лейбористской партий.

Первоначально в Конституции Лейбористской партии, в Четвёртом Пункте, были прописаны радикальные социалистические цели и методы — такие как государственная собственность ведущих отраслей промышленности, экономическое вмешательство государства в экономику, перераспределение богатств в пользу бедных, увеличение прав рабочих, государство всеобщего благоденствия, полностью бесплатное здравоохранение (бесплатное медицинское обслуживание в Соединённом Королевстве стало одним из самых выдающихся завоеваний Лейбористской партии; к сожалению, зубопротезирование и зубоврачебная помощь являются бесплатными только для лиц моложе 16 лет, безработных, нетрудоспособных инвалидов и пенсионеров) и бесплатное образование для граждан Соединённого Королевства (высшее образование — в отличие от среднего и начального — пока еще остается «условно бесплатным» — гражданин Великобритании должен сначала оплатить учёбу в ВУЗе и лишь потом требовать от государства возврата средств). В 80-х гг. партия несколько изменила свою идеологию.

Главными пунктами программы консерваторов является сокращение излишнего финансирования социальных программ и роли государства в экономике, более ответственное расходование государственных средств, поощрение частной предпринимательской инициативы, передача государственной собственности в частные руки, защиту традиционных семейных ценностей.

Великобритания в послевоенный период. Лейбористы у власти.

Во второй мировой войне Англия потеряла убитыми и пропавшими без вести около 300 тыс. человек — вчетверо меньше, чем в 1914 — 1918 гг. Но материальный ущерб был гораздо более значительным: прямые и косвенные материальные потери страны оценивались суммой в 8,5 млрд. ф ст. Истратив за годы войны 25 млрд. ф ст., Англия утроила свой государственный долг, составивший в июне 1945 г. 21 млрд ф ст. Особенно сильно выросла внешняя задолженность за время войны внешний долг страны увеличился в 7 раз и достиг 3355 млн ф ст.

Не только на мировом рынке, но даже на рынках Британской империи Англия стала сдавать свои экономические позиции Соединенным Штатам. Общее сокращение зарубежных инвестиций Великобритании составило к концу войны 31,5%, при этом внутри империи английские капиталовложения уменьшились на 37%. а вне ее — на 24%. Американский экспорт в страны Британской империи более чем в полтора раза превысил английский Про­веденная Соединенными Штатами еще до окончания войны с Японией отмена по­ставок по ленд-лизу вынудила Англию оплачивать заокеанские товары наличны­ми В результате значительная часть золо­того запаса Англии переместилась ваме­риканские банки, резко вырос дефицит платежного баланса, составивший в 1945 г. 800 млн ф. ст.

Сколь ни велики были моральные и материальные тяготы долгой и трудной войны Англия заканчивала ее победительницей и одной из ведущих держав антигитлеровской коалиции. Ощущение победы над фашизмом в справедливой войне пробудило мощное стремление к прогрессивным изменениям у английского народа и к национальному освобождению у народов Британской империи Победа в войне отнюдь не упрочила мировые им­перские и внутренние позиции Великобритании «Триумф и трагедия» — так кратко резюмировал итоги второй мировой войны лидер консерваторов У Черчилль.

Мозаика, изображающая Елизавету II в год восшествия на престол (1952) и в год Бриллиантового юбилея (2012)

В обстановке подъема демократических настроений в массах на заключительном этапе мировой войны быстро росло политическое влияние Лейбористской партии. Она объединяла к этому времени более 3 млн. членов, 4/5 из которых входили в профсоюзные организации — коллективные члены партии.

Весной 1945 г. лейбористское руководство готовясь к разрыву правительственной коалиции с консерваторами, обнародовало свою программу послевоенных преобразований — манифест «Лицом к будущему». Авторам программы — лейбористским лидерам К. Эттли. Э. Бевину, Г. Моррисон и другим — удалось учесть настроение масс и большие надежды рядовых избирателен на коренное улучшение своего положения. Это определило более радикальный характер манифеста «Лицом к будущему» в сравнении с предшествовавшими программными документами лейбористов.

Центральным пунктом программы стала национализация тех отраслей экономики Англии которые, по словам программного документа «созрели для передачи в общественную собственность». Это прежде всего относилось к угледобывающей, газовой электроэнергетической промышленности железнодорожному транспорту, а также Английскому банку.

Лейбористская программа обещала широкие мероприятия в социальной области совершенствование системы здравоохранения и социального страхования развертывание жилищного строительства с участием государства улучшение системы народного образования. Будущее лейбористское правительство обязывалось отменить закон 1927 г. о профсоюзах и обеспечить «высокий и растущий жизненный уровень». Важное место в манифесте «Лицом будущему» занял призыв к сохранению сложившегося в годы войны союза между Великобританией. США и СССР.

Консерваторы, абсолютно уверенные в популярности своего лидера У. Черчилля даже не пытались противопоставить что либо подобное развернутой лейбористской программе. В предвыборной борьбе как заметил позже английский историк в их арсенале была «лишь фотокарточка Черчилля». Вместо избирательной программы лидер консерваторов выступил с личным обращением в котором отстаивал принципы свободы частной инициативы и предпринимательства, а в области внешней политики выдвигал лозунг «добрых отношений между всеми государствами. Стремясь максимально использовать cвой авторитет военного лидера, приведшей страну к победе, У Черчилль поспешна назначить парламентские выборы на июль 1945 г.

Консервативная партия потерпела на выборах тяжелое поражение. Крупного успеха добилась Лейбористская партия за ее кандидатов голосовало почти 12 млн. человек (48,3 %), что позволило ей занять 393 депутатских места и впервые обеспечить себе абсолютное большинство в 140 голосов над всеми другими политическими партиями.

Через три недели после выборов было сформировано третье лейбористское правительство, почти целиком состоявшее из представителей правого крыла партии. Премьер-министром стал Клемент Эттли.

В конце 1945 г. в собственность государства перешел Английский банк. В начале 1946 г. была проведена национализация угледобывающей промышленности. Статус государственных предприятий получили 800 крупных угольных компаний с числом рабочих свыше 770 тыс. человек. В августе 1947 г были национализированы железнодорожный транспорт и электроэнергетика включая производство передачу и распределение электроэнергии. Еще год спустя государство стало собственником газовой промышленности. Кроме того, были национализированы внутренний водный транспорт, часть автомобильных перевозок, ряд авиационных компаний, значительная доля радио и телекоммуникаций страны.

Национализации подверглись, прежде всего, отрасли хозяйственной инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование производящих отраслей. Многие из них за годы войны превратились в убыточные, а некоторые отрасли были таковыми и ранее. Государство, таким образом, взяло на себя ответственность за поддержание оптимальных условий для развития воспроизводства.

Лейбористская национализация была проведена на возмездной основе, все владельцы национализированных предприятий получили от правительства выкуп. Размеры выкупных платежей обычно превышали реальную стоимость национализируемых компаний. Всего бывшие собственники получили от государства облигаций и других ценных бумаг на сумму в 2.5 млрд. ф. ст. что гарантировало им ежегодный доход в размере 80 млн. ф ст.

Национализация не расширила прав рабочих на участие в контроле и управлении предприятиями. На первых вагонах угля, добытого после национализации шахт, горняки с гордостью писали мелом «Теперь это наше!», но очень скоро им пришлось убедиться в своей ошибке. Председателем национального управления угольной промышленности стал крупный угольный магнат лорд Хайндли. многие директора и управляющие остались на прежних постах и в новой государственной администрации. Около половины назначенных правительством директоров одновременно возглавляли частные компании, а каждый шестой имел дворянский титул.

Летом 1948 г. закончилось введение в действие разработанной в 1945 — 1948 гг. новой системы социального страхования. Она предусматривала выплату государственных пособий по безработице по болезни, при потере трудоспособности (в том числе из-за профессиональных заболеваний и производственного травматизма), на рождение и воспитание ребенка, пенсию по старости, вдовам инвалидам с детств; и пособий на похороны. В общем страховом фонде наибольшая доля взносов — более трети — приходилась на самих трудящихся, чуть менее трети поступало от предпринимателей н около четверти — из государственного бюджета. Системой социального страхования было охвачено более 23 млн. человек.

В 1946 г. был принят закон о создание Национальной службы здравоохранения. Впервые в истории Англии эта реформа вводила принцип государственной бесплатной медицинской помощи населению. Правда, уже через год была введена плата за выписку рецептов, которая с тех пор неуклонно возрастала, а позже были переведены в разряд платных услуги некоторых специалистов, например дантистов и офтальмологов, но в целом медицинское обслуживание населения значительно улучшилось. Государственная организация здравоохранения в Великобритании стала по тем временам едва ли не самой передовой в развитых капиталистических странах.

5 марта 1946 г. в небольшом американском городке Фултоне лидер консервативной британской оппозиции У. Черчилль произнес знаменитую речь, в которой призвал страны Запада к организации отпора наступлению СССР и сил «мирового коммунизма» Фултонская речь Черчилля вызвала неоднозначную реакцию британской общественности. Более ста депутатов парламента потребовали ее осуждения, однако, премьер-министр К. Эттли отказался комментировать речь «частного лица», к тому же «произнесенную в другой стране». На деле реальные шаги лейбористского кабинета все более наполнялись духом «холодной воины».

В 1947 г. закончились провалом англо-советские переговоры о продлении с 20 до 50 лет срока действия двустороннего договора 1942 г. Лейбористское правительство стремилось всемерно укреплять и развивать военно-политическое сотрудничество с США. Англия одобрила доктрину Трумэна и получила американскую помощь по плану Маршалла. В 1947 г был разработан, а с начала 1949 г вступил в силу закон о воинской повинности, установившим срок службы в 1.5 года и позволивший в мирное время держать под ружьём более миллиона солдат и офицеров. Лейбористское правительство сыграло заметную роль в создании послевоенной системы военно-политических союзов и прежде всего в подготовке и подписании в апреле 1949 г. договора об образовании Северо-атлантического союза.

Как и консерваторы, лейбористский кабинет стремился к укреплению пошатнувшихся позиций Британской империи, но делать это прежними колонизаторскими методами в послевоенных условиях становилось все труднее. Развязанные Англией «малые» колониальные войны в Малайе, Нигерии, Уганде, Кении, на Золотом Берегу приняли затяжной характер. Британцам пришлось отказаться от части позиций, приобретенных ими после первой мировом войны на Ближнем Востоке была предоставлена независимость Трансиордании, объявлено об отказе Англии от мандата на Палестину.

Победа сил демократии во второй мировой войне создала благоприятные условия для подъема национально-освободительного движения народов колонии, а их непосредственное участие в изгнании из своих стран чужеземных захватчиков (особенно японских) обеспечило их необходимым военным и политическим опытом кадрами популярных национальных политиков и военачальников, обученными и вооруженными армиями, способствовало огромному росту национального самосознания. Еще в марте 1946 г премьер-министр К. Эттли официально признал в парламенте право Индии на получение самостоятельности. Но лишь 15 августа 1947 г. Индия получила статус доминиона, причем территория страны была искусственно по религиозному признаку, разделена на две части и мусульманская часть — Пакистан также была объявлена доминионом. Независимой республикой в составе Содружества Индия провозгласила себя 26 января 1950 г. Первая в истории страны конституция, объявившая Пакистан суверенно республикой, была принята в марте 1951. В 1948 г статус доминиона получил остров Цейлон. Положение доминиона был предложено и Бирме, но народ этой страны завоевавший свое освобождение в борьбе с японскими оккупантами, не желал возврата к колониальному прошлом; даже в смягченной форме 4 января 1948 г. Бирма, провозгласив себя независимой республикой и вышла из состава Британского содружества.

С 1947 г в официальных документа лейбористского правительства термин «Британская империя» заменяется термином «Британское Содружество наций», а вместо слова «доминион» возникает понятие «член Содружества».

Консерваторы у власти

На парламентских выборах состоявшихся 25 октября 1951 г. Обе ведущие партии собрали на них почти равное число голосов избирателей (13,9 млн — лейбористы. 13,7 млн — консерваторы), но победа на сей раз досталась Консервативной партии 321 депутатский мандат против 295 у лейбористов. На 13 лет власть перешла к консервативным кабинетам. Лидер консерваторов У. Черчилль в последний раз в своей политической карьере занял кресло премьер-министра и сформировал консервативное правительство. Социальный состав нового кабинета из 33 членов которого 19 входили в советы директоров 75 крупных промышленных и банковских компаний наглядно демонстрировал стремление британского делового мира вернуть себе всю полноту власти.

Консервативное правительство оставило в силе осуществленные лейбористами реформы по расширению регулирующей роли государства в экономике и социальной сфере, признав их, по выражению Черчилля, «свершившимся фактом». Проведенные кабинетом У. Черчилля контрреформы не затронули существа этих перемен, они лишь несколько ограничили их масштабы. Начиная с 1953 г. консервативное правительство осуществило передачу в руки (денационализация) частных компании на выгодных для их владельцев условиях. Была сокращена государственная программа строительства муниципальных жилых домов. Если в начале 50-х годов на каждый возведенный частной фирмой жилой дом приходилось шесть домов, построенных за счет средств муниципалитетов, то к концу десятилетия их соотношение составил лишь 1:2. Кроме того, в 1957 г консерваторы отменили государственный контроль над платой за жилье и она сразу же вы росла в среднем в полтора раза, а в столице и ряде крупных городов удвоилась, в том же году был увеличен размер взносов трудящихся в фонд Национальной службы здравоохранения. Предпринимателям были предоставлены налоговые льготы.

Тревогу британской общественности вызывала растущая зависимость Англии от США. В рамках Североатлантического союза в годы «холодной войны» на Британских островах появились американские военные базы. Новым шагом на этом пути стала совместная англо-американская правительственная декларация 1957 г., провозгласившая доктрину «взаимозависимости» согласно которой английские ядерные силы должны были быть объединены с американскими в рамках общих военно-стратегических планов.

Укрепление блока НАТО было приоритетным направлением внешнеполитического курса консервативного кабинета Черчилля. Важная роль в его планах отводилась восстановлению военного потенциала Западной Германии и включению ФРГ в НАТО. После подписания США, Англией и Францией в мае 1952 г «Общего договора» с ФРГ сохранявшего их военное присутствие на территории ФРГ при одновременном упразднении ее оккупационного статуса, демократические силы в Англии развернули массовую кампанию протеста против планов возрождения германского милитаризма. Однако в этом вопросе консервативное правительство во главе с Черчиллем и министром иностранных дел А. Иденом решительно отказалось идти на какие-либо уступки. Совместно с администрацией США оно добилось подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений, позволивших ФРГ в мае следующего года вступить в НАТО и начать формирование новой армии бундесвера. Такая позиция противоречила советско-английскому договору 1942 г., и потому в мае 1955 г. по инициативе СССР он был аннулирован.

Политика лейбористских кабинетов Г. Вильсона в 60-е годы.

Парламентские выборы состоялись октября 1964 г. Избиратели поровну разделили свои голоса между двумя ведущими партиями (12 млн=> 43,3%, у консерваторов и 12,2 млн 44,1%, у лейбористов), но мажоритарная избирательная система на сей раз одарила удачей лейбористов 317 депутатских мандатов против 303 у консерваторов у либератов (3,1 млн голосов).

Под руководством Гарольда Вильсона и Брауна был составлен и в 1965 г. принят парламентом (т. е. впервые формально приобрел силу закона) «пятилетний националный экономический план». Он предусматривал рост производства в среднем на 5% в год и ликвидацию на этой основе уже в 1966 г. дефицита платежного баланса страны с последующим превышением доходов над расходами к 1970 г. примерно на четверть миллиарда фунтов стерлингов. Начало деятельности пятого лейбористского правительства было отмечено выполнением ряда предвыборных обещаний в социальной области. Впервые с начала 50-х годов отменялась плата за выписку рецептов, был несколько ограничен произвол домовладельцев в отношении квартиросъемщиков, на 20% повышены пенсии по старости. Проведение этих мер дало лейбористам благоприятный шанс на упрочение своих позиций.

Центральной внутриполитической проблемой для кабинетов Вильсона в 60-е годы были взаимоотношения с профсоюзами. С одной стороны, лейбористскому руководству в гораздо большей мере, чем консерваторам, следовало считаться с интересами тред-юнионов, по-прежнему составлявших массовую базу и основу электората Лейбористской партии. Но, с другой стороны, разработанный Вильсоном и его сторонниками социально-экономический курс прямо затрагивал интересы профсоюзов, особенно в области ограничения роста заработной платы. Взаимопонимание с тред-юнионами становилось ключевым фактором успеха экономической политики правительства.

Первым шагом Вильсона на этом пути явилось подписание 16 декабря 1964 г. представителями правительства, предпринимателей и тред-юнионов «Декларации о намерениях». Профсоюзы обязывались отказаться от «ограничительной практики», препятствующей повышению «эффективности производства» (а проще говоря, от забастовок), и свести требования повышения заработной платы к «разумным» пределам, а предприниматели соглашались не прибегать к произвольному взвинчиванию цен. Для контроля за этим соглашением создавалось государственное Национальное управление по ценам и доходам, которое с ведома профсоюзного руководства немедленно ограничило рост заработной платы 3,5% в год (при ежегодном росте цен на 4%). Отличительной чертой лейбористской политики «цен и доходов» до 1966 г. был ее «добровольный» характер.

Укрепление положения лейбористского правительства после убедительной победы на выборах 1966 г. позволило ему перейти от политики «добровольного» ограничения роста заработной платы к принудительному ее «замораживанию». Введенный первоначально сроком на 6 месяцев запрет на повышение заработной платы (июль 1966 г.) был затем продлен еще на год. Одновременно парламент принял акт о ценах и доходах, который, в частности, обязывал тред-юнионы предварительно уведомлять министра труда о намерении провести забастовку, а функции арбитра передавались Национальному управлению по ценам и доходам. В 1968 г. стал очевиден и отход лейбористского правительства от прежних социальных программ. Был взят курс на сокращение государственных расходов на нужды просвещения и жилищного строи­тельства, вновь восстановлена плата за выписку медицинских рецептов, начато повышение прямых и особенно косвенных налогов (прежде всего на бензин). В 60-х годах жизненный уровень населения продолжал медленно повышаться, но по темпам его роста Англия проигрывала всем основным конкурентам. Если в первые послевоенные годы средний заработок английского рабочего был одним из самых высоких в мире, то к концу 60-х годов большинство капиталистических стран Европы, не говоря уже о США, обогнали Англию по этому показателю. Не удалось лейбористам решить и проблему занятости. За время их правления безработица в стране практически удвоилась: с 340 тыс. человек в 1963 г. до 700 тыс. в 1967 г.

Во внешней политике лейбористские кабинеты 60-х годов в основном продолжали главные линии внешнеполитического курса консерваторов. Они развивали систему «особых отношений» с США, в рамках которых продолжили оснащение британских атомных подводных лодок американскими ракетами «Поларис», укрепляли «атлантическую солидарность».

Обычно лейбористам в период пребывания у власти удавалось добиться некоторого улучшения англо-советских отношений. Такая тенденция развивалась и в 60-е годы, но после событий 1968 г. в Чехословакии отношения двух стран серьезно осложнились. Лейбористское правительство при поддержке общественного мнения страны осудило ввод в Чехословакию военных сил СССР и других стран Варшавского договора.

Консервативный кабинет Э. Хита

После победы на выборах летом 1970 г. правительство сформировал и возглавил лидер консерваторов Эдвард Хит. В октябре 1970 г. консервативное правительство внесло в палату общин билль «Об отношениях в промышленности», ставший законом в августе 1971 г. Отныне всем профсоюзам предписывалось зарегистрироваться в специальных органах государственного надзора. Отказ от регистрации лишал профсоюзное руководство законного статуса и автоматически превращал всякую организуемую им забастовку в «дикую», что могло повлечь за собой штрафы и даже тюремное заключение. Кроме того, новый закон полностью запрещал стачки солидарности и политические выступления тред-юнионов.

Уже в период обсуждения билля в парламенте выступления рабочих против него приобрели массовый характер. В демонстрациях и однодневных стачках протеста участвовало несколько миллионов человек. Генсовет БКТ созвал в марте 1971 г. чрезвычайную конференцию, решавшую вопрос об объявлении всеобщей стачки протеста. И хотя большинство делегатов конференции поддержало позицию руководства генсовета, рекомендовавшего отказ от сотрудничества с правительством и тактику «поэтапного противодействия» (отказ от регистрации, сопротивление отдельным статьям билля, проведение забастовок солидарности и т. п.), очень важно, что высказавшееся за проведение всеобщей стачки меньшинство представляло 4 млн. рабочих, т. е. почти половину организованного рабочего движения. С принятием закона «Об отношениях в промышленности» борьба против него не только не утихла, но стала еще более мошной. Если в 1970 г. в стачках было потеряно 11 млн. рабочих дней, то в 1972 г. — более 24 млн. В ходе массовых выступлений рождались новые формы борьбы. Летом 1971 г. администрация крупнейшей частной судостроительной компании «Аппер Клайд Шипбилдерс» в Шотландии объявила о банкротстве фирмы и увольнении всех рабочих. По инициативе шоп-стюардов рабочие решили провести «трудовую забастовку»: они «оккупировали» верфи и продолжали работу самостоятельно. В течение целого года судостроители под руководством комитета шоп-стюардов сумели не просто выстоять, но и резко повысить производительность труда, сделать предприятие рентабельным, после чего верфи были приобретены американской судостроительной компанией, а трудящиеся обеспечили сохранение тысяч рабочих мест.

Важное значение имела победа общенациональной стачки 280 тыс. британских шахтеров в январе-феврале 1972 г., в результате которой они добились крупной прибавки к зарплате — на 25%. В апреле того же года 200 тыс. железнодорожников страны стали работать «строго по правилам», едва не парализовав тем самым транспортные перевозки. Правительству пришлось удовлетворить их требования и повысить заработную плату на 14%. Значение побед, одержанных шахтерами и железнодорожниками, выходило за рамки конкретных экономических результатов: успеха добились рабочие двух крупнейших отраслей государственного сектора экономики в условиях, когда с февраля 1972 г. правительство ввело в действие карательные санкции закона «Об отношениях в промышленности».

С осени 1972 г. кабинет Хита изменил тактику борьбы с рабочим движением. Главная ставка теперь была сделана на экономические методы, в первую очередь на «замораживание» заработной платы.

В октябре 1971 г парламент утвердил решение о вступлении Англии в ЕЭС при условии: Англия обязывалась в течение полутора лет постепенно отменить таможенные пошлины в торговле со странами ЕЭС и «подтянуть» свои низкие цены на сельскохозяйственную продукцию до уровня цен «шестерки». Размер финансового взноса Англии в бюджет ЕЭС должен был к началу 80-х годов достичь почти четвертой части всех поступлений в казну «Общего рынка». За решение о вступлении вместе с 282 консерваторами проголосовали 5 либералов и 69 лейбористов во главе с заместителем лидера партии Р. Дженкинсом, против было подано 244 голоса. В январе 1972 г. Э. Хит подписал договор о присоединении Великобритании к ЕЭС, Европейскому объединению угля и стали с 1 января 1973 г. Цель сторонников участия Англии в «Общем рынке» была достигнута, но дорогой ценой. Стоимость продуктов питания только за 1973 г выросла на 15% и продолжала расти. В целях борьбы с инфляцией правительство объявило о сокращении в 1973/74 финансовом году государственных расходов на социальные нужды на 1,2 млрд. ф. ст. Но зато за один лишь этот год британские инвестиции в странах ЕЭС выросли в пять раз.

Лейбористы у власти

На парламентских выборах 28 февраля 1974 г. Победу одержали лейбористы, премьер-министром Великобритании вновь стал Г. Вильсон. Без промедления лейбористы выполнили важнейшее предвыборное обещание: отменили закон «Об отношениях в промышленности». Решением о повышении заработной платы шахтерам они урегулировали конфликт в угледобывающей промышленности. Была восстановлена полная рабочая неделя на всех предприятиях. Проведенное ими «замораживание» квартирной платы в принадлежащих муниципалитетам домах позволило улучшить положение малооплачиваемых категорий трудящихся и пенсионеров. Был увеличен размер пенсионных пособий и субсидий на продукты питания.

В 1975 г. оно провело законы о ликвидации значительной части закрытых учебных заведений за исключением самых привилегированных частных школ и о дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения. Был принят закон о промышленности, согласно которому создавалось Национальное управление предприятий и вводилась процедура выработки соглашении по вопросам планирования производства между этим государственным органом и предпринимателями. Но главной задачей лейбористских кабинетов в то время стало преодоление хозяйственных трудностей.

Немаловажное значение для укрепления климата разрядки и доверия в Европе и в мире имело дальнейшее позитивное развитие англо-советских отношений. В феврале 1975 г. состоялся визит Г. Вильсона в СССР в ходе, которого были достигнуты договоренности о расширении научно-технического, промышленного и торгового сотрудничества двух стран на 10-летний период.

Экономический кризис начала 80-х гг. Политика кибинета М. Тэтчер

По итогам выборов 3 мая 1979 года консерваторы уверенно победили, получив 43,9 % голосов и 339 мест в Палате общин (лейбористы получили 36,9 % голосов и 269 мест в Палате общин) и 4 мая Маргарет Тэтчер стала первой женщиной — премьер-министром Великобритании. На этом посту Тэтчер предприняла энергичные усилия по реформированию британской экономики и всего общества.

С целью снижения темпов инфляции и объёмов денежной массы была увеличена учётная ставка. В свою очередь, для борьбы с бюджетным дефицитом применялись крайне непопулярные меры:

сокращены дотации оставшимся государственным предприятиям,

сокращена помощь депрессивным регионам

снижены расходы на социальную сферу (образование и ЖКХ). Урезание расходов на высшее образование привело к тому, что Тэтчер стала первым послевоенным премьер-министром Великобритании, окончившим Оксфордский университет, который не получил статус почётного доктора университета (против этого выступили не только студенты, но и проголосовал управляющий совет).

К 1982 году в экономике Великобритании наметились положительные сдвиги, свидетельствовавшие о её восстановлении: уровень инфляции снизился с 18 % до 8,6 %. Тем не менее впервые с 1930-х годов количество безработных составило свыше 3 млн человек. К 1987 году уровень безработицы в стране снизился, состояние экономики стабилизировалось, а темпы инфляции были относительно низкими. Немаловажную роль в поддержании экономики Великобритании играли доходы от 90-процентного налога на североморскую нефть, которые в течение 1980-х годов также активно использовались для реализации реформ.

был введён так называемый «коммунальный налог» (подушный налог), который в прежнем размере должен был выплачивать каждый совершеннолетний житель дома. В 1989 году этот тип налога был введён в Шотландии, а в 1990 году — в Англии и Уэльсе. Реформирование системы налогообложения стало одной из самых непопулярных мер в ходе премьерства Тэтчер. Общественное недовольство вылилось 31 марта 1990 года в крупные демонстрации в Лондоне, в которых приняло участие около 70 тысяч человек. Демонстрации на Трафальгарской площади, в конце концов, вылились в беспорядки, в ходе которых 113 человек было ранено, а 340 человек — арестовано. Крайнее недовольство налогом среди населения заставило преемника Тэтчер, Джона Мейджора, отменить его.

Выступления против подушного налога. Лондон, 31 марта 1990 года

2. Политика приватизации стала неотъемлемой частью так называемого «тэтчеризма». После выборов 1983 года продажи государственных предприятий на рынке коммунальных услуг ускорились. Всего от продажи государственных промышленных предприятий правительство выручило более £29 млрд, а от продажи муниципальных домов — ещё £18 млрд. В целом результаты от приватизации оказались двойственными, хотя потребители оказались в выигрыше благодаря снижению цен и улучшению производительности. Кроме того, благодаря массовой приватизации многие британцы стали акционерами, что легло в основу «народного капитализма».

3. В период своего премьерства Тэтчер проводила активную борьбу с влиянием профсоюзов, которые, по её мнению, негативно влияли на парламентскую демократию и экономические результаты ввиду регулярных забастовок. Были приняты законы о запрете на принуждение ко вступлению в профсоюз, о запрете «забастовок солидарности», об обязательном предварительном предупреждении работодателей о начале забастовки и об обязательном тайном голосовании для принятия решения о начале забастовки. Кроме того, отменялось правило «закрытого цеха» о преимущественном приёме на работу членов ведущего на данном предприятии тред-юниона, соглашения с тред-юнионами о минимальной гарантированной зарплате. Из консультативных правительственных комиссий по вопросам экономической и социальной политики также были исключены представители профсоюзов.

Первый премьерский срок Маргарет был отмечен рядом забастовок, организованных частью профсоюзов в ответ на новое законодательство, ограничившее их полномочия. В 1981 году в Брикстоне произошли серьёзные беспорядки, которые связывались с ростом безработицы, однако правительство Тэтчер не стало смягчать свою экономическую политику, являвшуюся причиной роста безработицы. В конечном итоге противостояние профсоюзов с правительством закончилось безрезультатно. Только 39 % членов профсоюзов проголосовало за Лейбористскую партию на парламентских выборах 1983 года. По мнению BBC, Тэтчер «удалось лишить профсоюзы власти почти на одно поколение». Забастовка шахтёров 1984—1985 годов стала крупнейшим проявлением конфронтации между профсоюзами и британским правительством. В марте 1984 года Национальное управление угольной промышленности выступило с предложением о закрытии 20 из 174 государственных шахт и сокращении на 20 тысяч рабочих мест (всего в отрасли работало 187 тысяч человек). Две трети шахтёров страны под руководством Национального союза горняков объявили общенациональную забастовку, а уже летом к шахтёрам присоединились работники транспорта и металлургии. Забастовка охватила всю страну и затронула многие отрасли экономики. Тэтчер отказалась принять условия бастующих. Спустя год после начала забастовки, в марте 1985 года, Национальный союз горняков был вынужден отступить Правительство Великобритании закрыло в 1985 году 25 нерентабельных шахт, а к 1992 году их число составило 97. Оставшиеся шахты были приватизированы. Последующее закрытие ещё 150 угольных шахт, часть из которых не была убыточной, привело к тому, что десятки тысяч человек лишились работы.

Для борьбы с растущей безработицей правительство Тэтчер также пересмотрело систему помощи безработным: была урезана социальная помощь, снято регулирование квартирной платы государством, стимулировались неполный рабочий день, более ранний выход на пенсию, профессиональная переподготовка на более востребованные специальности, переезд в менее благополучные регионы страны. Кроме того, стимулировалось развитие мелкого бизнеса. Несмотря на значительный уровень безработицы в начале и середине 80-х, благодаря отходу от традиционной послевоенной политики полной занятости многие промышленные предприятия сумели значительно улучшить свою конкурентоспособность, сократив издержки. В свою очередь, это способствовало экономическому росту.

Во внешней политике Тэтчер ориентировалась на США и поддерживала инициативы Рональда Рейгана в отношении СССР, к которому оба политика относились с недоверием. Тэтчер одной из первых среди западных политиков положительно оценила реформистские настроения советского лидера Михаила Горбачёва, с которым впервые провела переговоры в Лондоне в декабре 1984 года.

Ещё в ноябре 1988 года — за год до падения Берлинской стены и восточноевропейских социалистических режимов — она впервые открыто заявила о конце «холодной войны»: «Теперь мы не в состоянии холодной войны», так как «новые отношения широки как никогда». В 1985 году Тэтчер посетила Советский Союз и встретилась с Михаилом Горбачёвым и Председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым. Изначально она выступала против возможного объединения Германии. По её словам, это «приведёт к изменению послевоенных границ, и мы не можем позволить этого, так как подобное развитие событий поставит под вопрос стабильность всей международной ситуации и может угрожать нашей безопасности». Кроме того, Тэтчер опасалась, что единая Германия будет в большей степени сотрудничать с СССР, отодвинув на второй план НАТО. В то же время премьер-министр выступала в поддержку независимости Хорватии и Словении.

В ходе своего премьерства Тэтчер имела второй самый низкий средний уровень поддержки у населения (около 40 %) среди всех послевоенных премьер-министров Великобритании. Опросы общественного мнения свидетельствовали о том, что её популярность была ниже популярности Консервативной партии. Однако уверенная в себе Тэтчер всегда настаивала на том, что её мало интересуют различные рейтинги, указывая на рекордную поддержку в ходе парламентских выборов. Согласно опросам общественного мнения, проведённым в сентябре 1990 года, рейтинг лейбористов был на 14 % выше рейтинга консерваторов, а к ноябрю консерваторы уступали лейбористам уже 18 %. Вышеуказанные рейтинги, а также воинственная личность Тэтчер и игнорирование ею мнения коллег стали причиной разногласий внутри Консервативной партии. В итоге именно партия первой избавилась от Маргарет Тэтчер. 28 ноября 1990 г. новым лидером Консервативной партии и новым премьер-министром Великобритании стал 47-летний сын циркового акробата, бывший строительный рабочий и банковский клерк, а позже — финансист и политик Джон Мейджор.

Пожалуй, единственной реальной мерой, обещанной премьер- министром сразу после его назначения на этот пост и осуществленной осенью 1991 г. стала отмена непопулярного «подушного налога». Новая схема взимания этого налога не восстанавливала прежний порядок его исчисления в зависимости от размеров собственности, но увязывала его ставку с размером доходов избирателя.

Наряду с приватизацией государственного сектора экономики продолжались и другие направления начатых Тэтчер реформ льготная распродажа муниципальных домов, поддержка «малого бизнеса» (в частности, были введены новые льготы по кредитованию малых предприятии и сокращен налог на наследство для их владельцев). поощрение развития конкуренции на государственных предприятиях и т п. Вскоре после выборов был ликвидирован Национальный совет экономического развития — высший орган трехстороннего сотрудничества государства, бизнеса и профсоюзов.

Начавшийся во второй половине 90-х годов экономический подъем не привел к росту популярности консервативного правительства, его престиж неуклонно падал.

Эволюция лейборизма. Правительство Т. Блэра

Став новым дилером лейбористов, Энтони Блэр сосредоточил усилия на создании нового облика партии. На парламентских выборах 1997 г. Лейбористы одержали победу.

Программа социальных преобразований «новых лейбористов» была направлена на обеспечение и сохранение социальной справедливости и стабильности британского общества. Теоретической основой модернизации страны выступила концепция «третьего пути», разработанная главным советником Тони Блэра Энтони Гидденсом. «Третий путь», согласно Блэру — это поиск альтернативы, компромисса и соединение двух элементов: рыночной экономики и всеобщей социальной справедливости в сочетании с повышенным вниманием к человеческому фактору.

Одним из основных векторов в социальной политике «новых лейбористов» являлась гендерная программа, в основе которой лежала необходимость равенства в обществе, что способствовало бы устойчивому демократическому развитию. Свое внимание лейбористы сосредоточили на проблеме женской занятости и проблеме гендерного неравенства на рынке труда, которая наиболее проявляется в разрыве в заработной плате между мужским и женским населением (на 1997 г. почасовые заработки женщин составляли 80,2 % почасовых заработков мужчин, а в 2004 г. они поднялись до 82 %). В 1997 г. после подписания Социальной хартии ЕС Великобритания объявила о новых направлениях в социальной политике. Так, британские рабочие получили право на оплачиваемый трехнедельный отпуск, а с 1999 г. — четырёхнедельный; было принято решение о том, что продолжительность сверхурочных работ отныне не должна превышать 8 часов.

В 2003 г. в правительстве была создана должность министра по делам детей, молодежи и семей с широким кругом полномочий. В результате, местные органы власти обязаны были предоставлять необходимую помощь семьям с детьми, особенно неблагополучными. В марте 2004 г. был принят Билль о детях, который подразумевал обеспечение достойного уровня жизни детей, а также меры по оказанию им достаточной помощи. Более того, были увеличены детские пособия для семей с низкими доходами (в 2004 г. пособия на первого ребёнка составляли 16,50 ф. ст. в неделю, на каждого последующего — 11,05 ф. ст.) и выделено 6 млрд ф. ст. для борьбы с детской бедностью. Также для живущих в наиболее бедных районах Великобритании детей была разработана программа «Уверенный старт», которая подразумевала создание яслей, посещение педагогами бедных семей с маленькими детьми, информирование родителей по вопросам детского воспитания.

Вопросы и задания:

Объясните почему У. Черчиллю и консервативной партии не удалось одержать победу на парламентских выборах 1945 г.?

Почему Великобритания понесла в войне незначительные людские потери?

Используя контурную карту Британской империи (документ в колонке справа), отметьте территории, которые получили независимость от Великобритании в XX веке, и укажите год обретения независимости.

Объясните почему профсоюзы доставляли много забот британскому правительству? Как строили свои взаимотношения с профсоюзами лейбористы, а как консерваторы?

Почему Маргарет Тэтчер прозвали «Железной леди»?

Используя дополнительные источники, расскажите об англо-аргентинском конфликте 1982 г.

Используя дополнительные источники, расскажите о проблеме Ольстера

Выполните задание по котурной карте (документ 2 в колонке справа).