Политическая жизнь России в 1992-1999 г.

Политическая жизнь России в 1992-1999 г.

  1. Политический кризис 1993 г.
  2. Конституция 1993 г.
  3. Президентские выборы 1996 г.
  4. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.

Политический кризис 1993 г.

Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г. В 1992 г. работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.

Президент выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить традиционное для советской политической системы положение о полновластии Советов как источника всей – законодательной, исполнительной и судебной – власти. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет.

Напряженная борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 год и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние вокруг проекта Основного закона зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс. Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Парламент развернул кампанию по отстранению Президента от власти.

К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно. 21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти – Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование (референдум) согласованный проект Основного закона.

Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента Ельцина. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой. Начался двухнедельный период противостояния Президента и Верховного Совета.

Ельцин приказал окружить здание Верховного Совета войсками, а депутатам покинуть его. 2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией, появились баррикады. 3 октября отряды сторонников А.В. Руцкого захватили мэрию и попытались взять телерадиоцентр в Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, ввел войска и бронетехнику. 4 октября здание Верховного Совета начали обстреливать из танков. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.

Конституция 1993 г.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть – впервые в современной России – по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место вышли представители Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Значительное количество избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ. За предложенный проект Конституции высказались 58,4 % участников всенародного голосования. Новый Основной закон ликвидировал советскую систему власти.

Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства – Президент. Он наделен широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.

Высшим органом исполнительной власти является правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения. Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие. Третья ветвь власти – судебная система. Ее высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции. Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.

Президентские выборы 1996 г.

Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путем всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов – Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. 3 июля 1996 г. победу во втором туре одержал Б. Н. Ельцин.

Президентом России одно и то же лицо не может избираться более чем два раза. Такая норма содержится в Конституции. Вопрос о преемнике волновал Б. Н. Ельцина. Было ясно, что для сохранения стабильности в обществе главой государства должен стать человек, который продолжит демократические реформы. Назывались разные кандидатуры. В августе 1999 г., назначая В. В. Путина на должность председателя правительства, Президент заявил, что именно его видит своим преемником на высшем государственном посту. Новый премьер-министр проявил себя энергичным и компетентным, стратегически и масштабно мыслящим руководителем. Общество увидело в нем политика нового поколения, способного объединить различные политические силы для решения важнейших государственных задач.

Отставка Президента Б. Н. Ельцина.

На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство голосов избирателей. 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу. Он объявил о своей отставке: «Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед». Исполняющим обязанности Президента страны стал председатель правительства В. В. Путин. Президентские выборы были назначены на 26 марта 2000 г.