Искусство единого Российского государства

Искусство единого Российского государства

К концу XV столетия, во время правления Ивана III (1462-1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство. Активный процесс объединения русских земель вокруг Москвы продолжался вплоть до 20-х гг. XVI столетия. К этому времени широкий общественный резонанс приобрела теория, согласно которой Москва была объявлена «Третьим Римом» — центром всего христианского мира (вслед за Первым – древним Римом и Вторым – Константинополем – столицей Византии). Выдвинутая теория подчеркнула особую значимость созданного государства Российского и во многом предопределила его дальнейший духовный путь развития.

Реставрация Московского Кремля

Особое значение Иван III придавал фортификационным сооружениям, поэтому в первую очередь приступили к замене полуразвалившихся известняковых стен старого Кремля, построенного при Дмитрии Донском, и возведению башен. Для перестройки Кремля пригласили миланских инженеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Антона Фрязина и других. Под их руководством были возведены башни Тайницкая, Водовозная, Спасская, Боровицкая. Кремлевские стены и башни, построенные с учетом фортификационных требований того времени, сохранились с переделками до настоящего времени. Завершенно строительство Кремля было в 1515 г. Алевизом Новым, поставившим стену вдоль реки Неглинной.

Общая протяжённость стен Кремля — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней — оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочнить конструкцию сооружения.

Московский Кремль при Иване Калите, картина А. М. Васнецова

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.

Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см.) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова

Первой была возведена в 1435 г. Тайницкая башня с воротами и тайным ходом к реке. Затем в 1435-38 годах были заложены две круглые угловые башни: Водовзводная и Беклемишевская. После этого было завершено строительство южной стены с башнями вдоль Москвы-реки.

Главный въезд в Кремль вел через Фроловские ворота, названные затем Спасскими. В 16 веке была сделана деревянная надстройка с часами и звоном. В 17 веке Спасская башня, а затем и другие (кроме Никольской) получили декоративные шатровые завершения. Сегодня трудно себе представить, как в течение ста восьмидесяти лет выглядел Московский Кремль без живописных надстроек над его башнями.

Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней.

В 1658 году по царскому указу Алексея Миайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня.

На верхнем четверике башни установлены знаменитые часы-куранты. Существуют с XVI столетия, постоянно видоизменяясь. Новые часы изготовили в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами, стрелок на циферблате не было. В 1705 году по указу Петра I Спасские часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате. С 1770 года часы некоторое время исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин».

Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Буденоп в 1851—1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России «Боже, царя храни», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В августе-сентябре 1918 года по указанию В. И. Ленина они были восстановлены часовщиком Николаем Беренсом. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». Однако уже в 1938 году куранты замолчали, став только отбивать часы и четверти.

В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после 58 лет молчания вновь заиграли. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году.

С 1600-х годов до 1935 года башню венчал золоченый двуглавый орёл. Орёл заменялся достаточно часто. Возможно, первый орёл был изготовлен полностью из дерева. В августе 1935 года было решено заменить орлов на пятиконечные звезды с серпом и молотом. Однако первые звезды быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков. Кроме того, они довольно нелепо смотрелись в общей композиции Кремля, были громоздкими и сильно нарушали архитектурный ансамбль.

В мае 1937 года было принято решение заменить звезды на рубиновые и светящиеся. Новая звезда заработала 2 ноября 1937 года.

Вид на Московский Кремль с Большого каменного моста. Василий Верещагин. 1879 год.

Возведением новых стен Кремля определилось и местоположение будущей Красной площади. Застройка посада подходила к кремлевским стенам почти вплотную, во время пожара 1493 г. Иван III издал указ, согласно которому все деревянные постройки у стен Кремля должны быть снесены, т.к. они создавали потенциальную опасность пожаров. В результате исполнения этого приказа и появилась площадь-предшественница Красной площади. На площади развернулась мелкая торговля, а со временем стали вновь возводиться деревянные дома, которые периодически сносили. Деревянные постройки продолжали страдать от пожаров, поэтому и площадь стали называть Пожар.

Самым древним сооружением Красной площади, которое есть и сейчас, было Лобное место, которое находилось на развилке напротив Спасской кремлевской башни. Первое упоминание о нем встречается в документах 1547 года. На Лобном месте стоял деревянный помост, с которого оглашались царские указы, позже, в 1597-1598 годах, деревянный помост заменили каменным.

После надстройки в 1625 году Спасской башни Кремля, небольшой участок Пожара между Собором Василия Блаженного и Лобным местом в обиходе стал именоваться Красной (то есть красивой) площадью. К концу XVII века название «Красная площадь» распространилось на весь незастроенный участок.

План Московского Кремля

Архитектура России

Перестройка Кремля началась с возведения в 1475-79 годах нового Успенского собора, расположенного в центре кремлевского треугольника: старый каменный Успенский собор уже не отвечал требованиям, предъявлявшиеся к главному столичному храму, в котором должны были находиться захоронения русских митрополитов и проходить венчания на царство. Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти в традициях владимирских мастеров из подмосковного белого известняка и кирпича, положил начало ансамблю Соборной площади.

За образец им был взят Успенский собор во Владимире, но обогащенный ренессансными деталями. Аристотель Фьорованти повторил в Успенском соборе московского Кремля основные черты владимирского: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурный пояс на фасадах, перспективные порталы. Московский собор производит впечатление более монолитного, более величественного, что отвечало идее государственности того времени. Впечатление это достигалось компактностью силуэта, близко поставленными куполами, суровой гладью стен, украшенных только аркатурным фризом, проходящим ниже середины здания.

Кроме того, новый собор сооружен по типу зального храма, что характерно для готической архитектуры: нефы храма сделаны более широкими и равными по высоте и длине, а массивные столбы, поддерживающие свод, заменены легкими и тонкими колоннами.

Строительством Успенского собора началась длинная череда новых зданий в Кремле, причем авторами чаще всего были итальянские зодчие. Вторым по значению кремлевским собором является Архангельский. Он был построен итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 годах, спустя тридцать лет после постройки Успенского собора. За это время русское государство окончательно сбросило татаро-монгольское иго и укрепило экономические и культурные связи с европейскими странами.

Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма, Алевиз Новый в наружном убранстве применил пышные архитектурные детали венецианского Возрождения. Разделение стен собора по высоте поясом-карнизом придало зданию вид двухэтажного дворца-палаццо. Этому способствуют также пилястры, закомары имеют здесь чисто декоративную функцию и украшены белоснежными раковинами. Богатая резьба порталов выполнена в стиле архитектурного декора итальянского Возрождения.

Грандиозный дворцовый комплекс Кремля, включавший множество каменных и деревянных построек ,получил завершение после постройки Марком Руффо и Пьетро Солари Гранивитой палаты в конце XV в. , получившей название по облицовке фасада гранеными камнями. Палата служила тронным залом для торжественных церемоний и приема иностранных послов. К Грановитой палате примыкают сени, над которыми расположены помещения для царицы и ее приближенных(женщин), чтобы они могли наблюдать торжественный церемонии, проходившие в палате.

В конце XVI в. Также итальянский зодчий Бон Фрязин соорудил храм-башню, получившую название колокольни Ивана Великого по имени стоявшей на этом месте церкви Иоанна Лествичника, построенная «иже под колоколы». Иван Великий несет на своих белокаменных плечах 34 колокола — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна церковь в Москве. Колокола распределены по нескольким ярусам, и большинство из них обладает своими именами по особенности звучания — Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, Семисотенный и другие. А в центре звонницы помещен самый главный и самый большой в России колокол Успенский, весом 65,5 тонн.

На первом ярусе колокольни сейчас находятся шесть колоколов: «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Новгородский», «Слободской»

и «Ростовский». Четыре из них участвуют в звонах.

Известно, что Иван Великий выполнял в старой Москве еще и функцию главной дозорной сигнальной башни. С него хорошо просматривались окрестности на расстоянии 25-30км. Но чтобы подняться на вершину, нужно было преодолеть путь в 329 ступеней, что далеко не всем под силу. До революции это было самое высокое сооружение в городе, что породило поговорку «ростом с Ивана Великого». В старину у колокольни читали царские указы—громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.

Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в XVI в. Шатровые завершия как нельзя лучше выражали устремленность верующего человека в мир горний и очень полюбились русскому народу. Обычно это были восьми- или четырехгранные шатры, опирающиеся на объемы аналогичной формы (восьмерик или четверик), увенчанные небольшой круглой главкой с державой и крестом.Самым замечательным сооружением подобного типа стала церковь Вознесения, возведенная на высоком берегу Москвы-реки в подмосковном селеКоломенском. При сравнительно небольшой площади основания (8,5х8,5 м) высота храма достигала 62 м. Из высокого подклета с гульбищем и живописными лестницами вырастает могучий «столп храма», органично переходящий через многоярусный пояс стрельчатых кокошников и пилястр в восьмерик. Мастеру удалось создать впечатление невесомости и легкости камня. Между тем толщина кирпичных стен достигает почти 2-х метров! 28-метровый шатер увенчан низкой полусферической (а не высокой луковичной) главкой. Сверху он как бы покрыт легкой, изящной сеткой из нитей белокаменных бусин, образующих ромбовидный орнамент.

В 1555-1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведен Покровский собор, больше известный под названием храма Василия Блаженного. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Сооружению каменного храма предшествовала постройка на этом месте 7 деревянных церквей вокруг восьмой каменной, посвященных тем святым на дни, празднования которых приходились ключевые события казанского похода. В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.

Храм представляет собой сложную в плане звездчатую форму. Все части его поднимаются из единого мощного помоста и соединяются галереей-гульбищем. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.

Литейное искусство Московской Руси

На Красной площади около Лобного места была установлена Царь-пушка. Она была отлита из бронзы в 1586 г., во времена правления царя Федора Ивановича на Пушечном дворе, русским мастером Андреем Чоховым. Изначально Царь-пушка была задумана для обороны Кремля от захватчиков, но исследователи уверены что из этой пушки никогда не стреляли.

Почти на 100 лет позже был отлит и не менее известный Царь-колокол. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом. Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения — это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше — весом уже 160 тонн. Однако и ему не суждено было долго звонить — григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Пподготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи. И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер…

Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут — это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания — 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало — почти 100 лет. И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент.

Появление книгопечатание в России

При Иване IV было введено на Руси книгопечатание. Сразу же после коронации царь начал хлопотать об устройстве типографии в Москве и обратился к датскому королю с просьбой прислать печатников, дабы научить печатному делу русских мастеров. Некоторое время спустя в центре столицы был открыт печатный двор, и в качестве главного мастера поставлен Иван Федоров, который вместе с помощником Петром Мстиславцем напечатал первую книгу «Апостол». Иван Федоров был одним из образованнейших людей своего времени и смог издать текст священной книги, выправив древнерусский канонический текст по греческим оригиналам.