Италия во второй половине XX – начале XXI века.

Италия во второй половине XX — начале XXI века.

Окончание Второй мировой войны Италия встретила в состоянии экономической разрухи: в войне погибло 450 тыс. лиц, 3 млн осталось без жилья, уровень промышленного производства в 1945 г. сократился более чем в 2 раза за довоенный; безработица и бедность значительной части населения стали спутниками жизни итальянского. Особенно тяжелым было положение на юге Италии, что привело к массовому отъезду населения не только в другие регионы Италии, но и за границу.

Еще во время движения Сопротивления, который сыграл значительную роль в освобождении Италии от фашистской оккупации, сформировался союз антифашистских партий: христианских демократов (ХДП), коммунистов (ИКП) и социалистов (ИСП). С 1944 до мая 1947 г. эти партии формировали правительство. 1946. на выборах в Учредительное собрание они укрепили свое ведущее положение. В том же году на референдуме итальянцы высказались за ликвидацию монархии. С началом «холодной войны» отношения между христианскими демократами и коммунистами резко ухудшились (коммунисты заняли деструктивную позицию в отношении своих союзников, пытаясь захватить власть). После очередного правительственного кризиса в мае 1947 г. христианский демократ А. де Гаспери сформировал правительство уже без коммунистов. В декабре 1947 г. Учредительное собрание приняло Конституцию. Она гарантировала суверенитет народа, свободу слова, вероисповедания, собраний, печати, личности, право на собственность, труд, социальное обеспечение. Конституция провозгласила Италию демократической парламентской республикой и впервые в истории страны ввела всеобщее избирательное право. По Конституции высшим органом власти стал двухпалатный парламент (сенат и палата депутатов). Парламент в свою очередь избирает президента — главу государства. Глава исполнительной власти — председатель совета министров — назначается президентом, но должен получить доверие парламента. Почти в неизменном виде эта конституция действует и сегодня.

В феврале 1947 г. Италия подписала мирный договор с союзниками. По этому договору она потеряла все колонии (Ливия, Эритрея, Итальянское Сомали), передавала соседям — Франции и Югославии — некоторые территории, вынуждена была выплатить репарации странам, которым она нанесла ущерб во время войны (СССР, Югославии, Греции и Албании). Мирный договор не решил спора между Италией и Югославией в отношении Триеста и прилегающих территорий. Лишь в 1954 г. эта проблема была урегулирована: спорную территорию поделили и Триест стал итальянским.

Выборы в итальянский парламент в апреле 1948 г. принесли победу христианским демократам, которые сформировали правительство во главе с де Гаспери, который оставался на этой должности до 1953 года. Правительство деГаспері выступал за интеграцию стран Западной Европы, взял курс на участие в блоке НАТО, членом которого Италия стала в апреле 1949 г. В Италии в 1948-1950 гг. вследствие активизации крайних левых (коммунистов и социалистов) и крайне правых (неофашистов) происходили многочисленные кровавые столкновения, во время которых было много убитых и раненых. 1948 г. Италия присоединилась к плану Маршалла и получила 1,5 млрддол. для реконструкции экономики. Это дало Италии возможность в 1950-1951 гг. достичь довоенного уровня и вступить в период экономического подъема, темпы которого были достаточно высокими. Период 50-70-х годов назвали «итальянским экономическим чудом». По темпам роста Италия уступала в Европе только ФРГ. Ежегодный прирост промышленного производства составлял 8-10 %. Вступление Италии в 1951 г. до Европейского объединения угля и стали, а в 1957 г. до Европейского Экономического Сообщества обеспечил ей стабильный рынок и дешевое сырье. Важным правительственным мероприятием по подъему сельского хозяйства была земельная реформа 1950-1955 гг. Земельные владения площадью более 100 га государство выкупало и в рассрочку продавала крестьянам. Было выкуплено и продано 1,5 млн га земли, что способствовало развитию фермерского товарного производства. Экономическое развитие Италии происходил неравномерно. Промышленность развивалась преимущественно на Севере Италии, Юг остался аграрным, неразвитым. Юг стал центром бедности и социальной напряженности.

К началу 60-х годов внутреннюю и внешнюю политику Италии формировала центристская коалиция партий во главе с ХДП. В 60-е годы в Италии происходила острая политическая борьба между коалицией правящих партий и левыми силами — коммунистами и социалистами. Обострился политический кризис, часто менялись правительства. 1962 г. был сформирован лево центристское правительство А. Фан-фане, который заручился поддержкой левых социалистов. Правительство приняло закон о национализации электроэнергетических предприятий, повысило заработную плату и пенсии, ввел обязательное начальное образование. В конце 1963 г. было сформировано правительство Альдо Моро (христианский демократ), в который вошли социалисты. Лівоцент-ристськи кабинеты с небольшими перерывами находились у власти до 1976 г. Политическая и экономическая нестабильность в Италии в конце 60-х годов углубляется. Этот процесс сопровождается многомиллионными забастовками и демонстрациями. Следствием массовой забастовочной борьбы было введение 40-часовой рабочей недели, повышения заработной платы, сравнение рабочих и служащих в праве на медицинское обслуживание и тому подобное.

В 70-е годы экономическое развитие Италии замедлился. Прирост промышленной продукции составлял лишь 3 %. Особенно тяжелым был кризис 1974-1975 гг. вследствие повышения арабскими странами цен на нефть. Усложнение экономического развития Италии стало одним из важных факторов усиления противоборства между правыми, центристскими и левыми партиями. А это в свою очередь вело к частым сменам правительств, ослабление исполнительной власти. Нестабильная ситуация усиливалась террором со стороны крайних правых («боевой группы» неофашистов) и крайних левых («красные бригады»). Весной 1978 г. «красные бригады» захватили и убили лидера ХДП Альдо Моро. 1980 г. в Болонье в результате взрыва бомбы на железнодорожном вокзале погибло 84 и было тяжело ранено 200 человек.

Со второй половины 80-х годов в Италии наблюдается экономическое оживление. В политическом плане продолжаются нестабильность и частые смены правительств. Создаются п’ятипартійні правительства, которые по очереди возглавляют социалист Бы. Краксі, христианские демократы А. Фанфані, Дж. Гориа, Ч. де Мита, Дж. Андреотти, С. Берлускони, Л. Дини. До середины 90-х годов в Италии изменилось 55 послевоенных правительств. С начала 90-х годов Италия стала свидетелем глубокой партийно-политического кризиса. Много известных функционеров политических партий оказались коррумпированными, втянутыми в многочисленные связи с мафиозными кланами и взяточничество. Операция «Чистые руки», проводившейся судебной властью с 1993 г., обнаружила, что много государственных деятелей, партийных функционеров, парламентариев были участниками преступных действий. Скандальные разоблачения привели к краху всех партий правящей коалиции. На выборах в местные органы власти 1993 г. они потерпели серьезное поражение. В стране началось перегруппировка партийно-политических сил. ХДП раскололась на Народную партию Италии и Пакт во имя Италии. 1991 г. ИКП отказалась от своего названия и провозгласила себя Демократической партией левых сил. 1994 г. самораспустилась Итальянская социалистическая партия.

Важным шагом на пути осуществления конституционных реформ стало проведение в 1991 и 1993 гг. референдумов по вопросу изменения системы выборов в высшие законодательные органы власти. В1993 г. до избирательной системы Италии были внесены изменения, которые превратили прямую пропорциональную систему на мажоритарную. Обе палаты парламента начали формироваться по одномандатным округам из числа кандидатов, набравших относительное большинство голосов. Оставшиеся места распределялись по старой пропорциональной системе согласно партийных списков. Выборы на основе новой избирательной системы были назначены на март 1994 г. Участие в выборах вместо традиционных партий, которые себя скомпрометировали, взяли нетрадиционные общественные объединения. Особого влияния приобрела партия-движение «Вперед, Италия», созданная С телемагнатом. Берлус-кони, который предложил популистскую программу, обещая создать 1 млн рабочих мест, выплачивать заработную плату домохозяйкам, не повышать налоги, приостановить продвижение коммунистов к власти. «Вперед, Италия» вместе с объединениями «Лига Севера» и «Национальный альянс» сформировали правый предвыборный блок «Полюс свободы», который одержал победу на выборах 1994 г. Это обеспечило правым партиям 58 % мест в палате депутатов. В составе парламента не стало представителей традиционных партий — социалистической, социал-демократической, либеральной, республиканской. Пост премьер-министра занял С. Берлускони. Впервые за послевоенную историю в состав кабинета вошли неофашисты, которые одержали 5 министерских портфелей. Мартовские выборы 1994 г. иногда называют завершением Первой республики, которая существовала почти полвека и характеризовалась доминированием христианских демократов (ХДП). Первое правительство Второй республики был непродолжительным (март — декабрь 1994 г.) и не выполнил предвыборных обещаний. Вследствие неоднородности интересов правительственная коалиция правых сил начала распадаться.

Выборы 1996 г. отразили новую тенденцию в общественных настроениях. Победила коалиция левоцентристских сил «Олива». Общую платформу объединения предложил известный экономист и управленец Романо Проди, лидер левых демохристиян, которые отстаивали позиции социального христианства. В правительстве, которое возглавил Г. Проди, ведущую роль играла Демократическая партия левых сил. Коалиция левых сил, несмотря на определенные экономические успехи, через 2,5 года распалась. Новое правительство в октябре 1998 г. сформировал бывший коммунист Г. Д’алема, в апреле 2000 г. — беспартийный Джулио Амато. Президентом страны в 1999 г. стал Карло Адзельо Чампи.

Первая половина 90-х годов стала для Италии периодом экономического замедления: происходит некоторое сокращение промышленного производства, выросла безработица до 12 %. Бюджет 1997 г. предусматривал рост налогов на доходы и сокращения расходов, чтобы сократить дефицит бюджета. Одновременно Италия е высокоразвитой страной с передовой технологией и достаточно приличным уровнем жизни по европейским стандартам. Развитие экономики Италии остается неравномерным: наблюдается существенная разница между Югом и Севером, где сосредоточена большая часть промышленности. Основой экономики являются промышленность и сфера услуг. Италия — крупнейший в мире производитель цитрусовых и оливкового масла. Эксплуатируются залежи нефти и природного газа. Развиты автомобильная («Фиат», «Альфа Ромео»), электронная, химическая, металлургическая, легкая, кожевенная, пищевая промышленность. Благодаря развитой инфраструктуре важным сектором экономики остается туризм. Как член объединения наиболее развитых индустриальных стран мира Италия имеет значительное влияние на формирование международного финансового и экономического сотрудничества. Италия принимает активное участие в международной жизни: она является членом ООН, НАТО, ЕС, ОБСЕ и других международных организаций. Во внешней политике Италии приоритетными остаются расширение связей с государствами ЕС (около 55 % экспорта и 56 % импорта Италии приходится на ЕС), активное участие в европейской интеграции, развитие отношений с США и НАТО, обеспечение итальянского присутствия в Средиземноморье и на Балканах.

В мае 2001 г. на парламентских выборах победил блок С. Берлускони «Вперед, Италия». Премьер-министр С. Берлускони предложил программу реформ неоконсервативного направления (создание благоприятных условий для крупного бизнеса), а также ряд популистских обещаний решить ключевые проблемы страны, а именно: безработица, застой в экономике, чрезмерные налоги. На парламентских выборах в мае 2006 г. избиратели заставили С. Берлускони расплатиться за невыполненные обещания уменьшить налоги и сократить безработицу, а также за злоупотребление властью для создания благоприятных условий для своего бизнеса, повлекли за собой ряд судебных дел против него. На выборах в мае 2006 г. его сменил Г. Проди. Президентом в 2006 г. стал бывший коммунист Дж. Наполитано. Г. Проди не только не уменьшил налоги, но и повысил их, что дало итальянскому электорату основания сделать выводы не в его пользу на парламентских выборах в апреле 2008 г. На выборах успеха добился блок С. Берлускони «Народ свободы», который получил абсолютное большинство. С. Берлускони в третий раз стал премьер-министром Италии. Он победил, не прибегая к чрезмерным обещаниям. Обещая уменьшить налоги и увеличить пенсии, он не скрывал, что в будущем Италию ожидают экономические трудности, а его избирателей — непростые времена. Важными направлениями своей деятельности С. Берлускони провозгласил экономические реформы, борьбу с незаконной иммиграцией, политической коррупцией и организованной преступностью. Первым шагом в преодолении дефицита государственного бюджета стало сокращение министерских должностей с 25″ которые были за Г. Проди, до 12.

Италия имеет традиционные связи с Украиной. В Риме функционирует Украинский католический университет. В Ватикане действуют патриархат Украинской католической церкви, Украинская папская коллегия Святого Иосафата. После того как Украина стала независимым суверенным государством, между двумя странами установились дружеские отношения. 1992 г. Италия признала суверенитет Украины, в этом же году она открыла в Киеве посольство. Развитие торгово-экономического и политико-дипломатического сотрудничества между Украиной и Италией отобразился в Договоре о дружбе и сотрудничестве, который был подписан во время официального визита Президента Украины Л. Кучмы в Италию в мае 1995 г.

Среди государств Западной Европы Италия занимает второе место в общем объеме товарооборота с Украиной. В экспорте В Италии основное место занимает сырье, в импорте преобладает промышленная продукция. Итальянские инвестиции размещены в сфере внутренней торговли, пищевой, металлообрабатывающей и легкой промышленности. В 1997 г. подписано итальянско-украинское межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области образования, культуры и науки. Важной составляющей двустороннего сотрудничества является сотрудничество на межпарламентском уровне, проведение совместных учений военно-морских сил.