Внешняя политика СССР в 1945-1964 гг.

Внешняя политика СССР в 1945-1964  гг.

  1. У истоков «Холодной войны»
  2. Распространение сталинской модели
  3. Апогей «Холодной войны»
  4. Отношения с Западом. Проблемы разоружения
  5. СССР и социалистический лагерь

У истоков «холодной войны».

Победоносное окончание войны значительно изменило международное положение Советского Союза. Он стал одним из признанных лидеров мирового сообщества. Экономическая и военная мощь СССР становилась одним из решающих факторов послевоенного мирового развития. Официальным закреплением достигнутого стало участие СССР в создании ООН, где ему было определено место одного из постоянных членов Совета Безопасности. Изменился сам климат международных отношений. Казалось, что отношения между великими державами приобретают партнерский характер. Конечно, взаимное недоверие временами давало о себе знать. Тому были свои причины: СССР был обеспокоен ядерной монополией США, американцы и англичане опасались Советской армии – крупнейшей и самой мощной в мире. Беспокоило их и то, что в глазах мировой общественности СССР терял традиционный облик врага, его решающий вклад в Победу вызвал рост симпатий к нашей стране на Западе. Это проявилось и в росте численности компартий (с 1939 по 1946 г. число коммунистов в Западной Европе выросло почти втрое).

Новое положение СССР, расширение его границ, наличие мощной армии, рост влияния породили у Сталина стремление к дальнейшему укреплению позиций Советского Союза в мире. На Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) Сталину удалось добиться установления польско-германской границы по Одеру – Нейсе и больших репараций с Германии (включая и ее западную зону). Тогда же советские представители внесли предложения об изменении в интересах СССР режима Черноморских проливов (включая создание там советских военно-морских баз), о возвращении Карского и Ардаганского округов (отторгнутых Турцией у России в начале 20-х гг.), заявили о своей заинтересованности в изменении режима управления Сирией, Ливаном. В сентябре 1945 г. Сталин потребовал подкрепить статус великой державы протекторатом СССР над Триполитанией (Ливия). В феврале 1946 г. Молотов заявил, что теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР. Лишь под серьезным давлением Запада советские войска покинули в 1946 г. Иран. Расширялась география влияния СССР на коммунистические и рабочие партии во всех частях света.

Одновременно США и Великобритания усиливали политику сдерживания «советской экспансии». С 1945 г. разрабатывались планы нанесения ядерных ударов по СССР. Один из планов, одобренных военным и политическим руководством США, предусматривал использование 196 атомных бомб для уничтожения 20 крупнейших советских городов.

В марте 1946 г. бывший премьер-министр Англии У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна произнес в Фултоне (США) речь, возвестившую о кризисе в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции.

Из речи У. Черчилля в Фултоне

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы, Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени контролю Москвы… Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин… Русские больше всего восхищаются силой… По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволитьсебе полагаться на незначительный перевес в силах.

В феврале 1947 г. президент США Трумэн развернул конкретную программу мер по «спасению Европы от советской экспансии»: оказать широкомасштабную экономическую помощь европейским странам; образовать военно-политический союз западных стран под эгидой США; разместить вблизи советских границ сеть военных баз США; при необходимости использовать вооруженные силы против СССР и его союзников. Целями были названы: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма); заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Эти меры и публично высказанные планы советское руководство объявило призывом к войне против СССР.

Распространение сталинской модели.

В 1945 г. коммунистические партии взяли власть в Югославии и Северном Вьетнаме, а в 1946 г. – в Албании. С 1947 г. в новую фазу вступил и процесс создания просоветского блока восточноевропейских стран. На смену возникшим в 1944–1948 гг. коалиционным правительствам к власти приходили коммунисты. Сталин диктовал руководству этих стран линию их поведения на международной арене и во внутренней политике. Подобная роль СССР обеспечивалась не только его силой и авторитетом, но и огромной материальной помощью со стороны нашей страны этим государствам. За 1945–1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов им составила 15 млрд рублей (3 млрд долларов).

Оформление экономических основ «советского блока» произошло в 1949 г. после образования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Военно-политическое единство было достигнуто вначале в рамках созданного Координационного комитета стран Восточной Европы и СССР. Позже, в мае 1955 г., в ответ на вступление Западной Германии в блок НАТО была создана Организация Варшавского договора (ОВД).

Апогей «холодной войны».

Кульминацией «холодной войны» стали 1949–1950 гг. В апреле 1949 г. была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). В том же году СССР произвел первое испытание ядерного оружия. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х гг. стал корейский конфликт. Он показал, что «холодная война» легко может перерасти в вооруженное столкновение. В конфликте с согласия ООН приняли участие американские войска. Американское военное командование намеревалось применить атомное оружие, и только опасение, что СССР примет аналогичные ответные меры, удержало его от этого. С установлением линии фронта на 38-й параллели конфликт утратил прежнюю остроту и приобрел позиционный характер. Начатые же США массированные бомбардировки Кореи не принесли им военного успеха, зато способствовали нарастанию антиамериканских настроений в Азии, что активно использовало в своей внешней политике советское руководство. Начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии.

Центральное место во внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские проблемы. Летом 1948 г. разразился первый берлинский кризис, когда советские войска полностью блокировали западные оккупационные зоны Берлина. США и их союзники были вынуждены снабжать Западный Берлин при помощи «воздушного моста» в течение года. В мае 1949 г. была создана ФРГ, после чего советская сторона не возражала против образования ГДР (7 октября 1949 г.), передав ей все гражданские правомочия по управлению советской оккупационной зоной в Германии. После срыва парижских переговоров о заключении мирного договора с Германией (март – июнь 1951 г.) лидеры НАТО приняли план перевооружения Европы, в первую очередь ФРГ (1952).

К концу жизни Сталина наметилась некоторая эволюция его позиции в оценке международной обстановки. В одном из своих последних интервью он заявил, что СССР желает прекращения войны в Корее, а сам он готов встретиться с новым президентом США Д. Эйзенхауэром.

Главным уроком отношений Восток–Запад в 1945– 1952 гг. стало осознание того, что от жесткой внешней политики не выиграет никто, «холодная война» может перерасти в «горячую». Понимание этого закладывало предпосылки корректировки внешнеполитической доктрины наследниками Сталина. Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом. Это определило и направленность внешней политики СССР в 1953–1964 гг.

Отношения с Западом. Проблемы разоружения.

XX съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, затем и в Азии, а также разоружение.

В то же время действия советского руководства далеко не всегда соответствовали этим идеям. Зачастую внешнеполитические акции имели явно пропагандистский характер. Так, мирное сосуществование характеризовалось как «специфическая форма классовой борьбы».

Существовало также взаимное недоверие лидеров СССР и Запада, отсутствовали средства контроля за ядерным оружием вероятного противника. Внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Как отмечал Хрущев, «договор имеет свою силу, если он подкреплен пушками. Если договор не подкреплен силой, то он ничего не стоит». В 1956 г. Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. А в этой сфере во второй половине 50-х – начале 60-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США.

В 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась уязвимой для возможного противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного подводного флота.

Отношения Восток – Запад обострились с новой силой, когда в августе 1961 г. по решению руководства стран Варшавского договора в Берлине была возведена стена, изолировавшая его западные секторы. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозами применения ракетно-ядерного оружия.

Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущевым. СССР согласился вывести с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывести ракеты с баз, расположенных в Турции (это не было исполнено). После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток – Запад, в основе которой лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами СССР и США. Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

СССР и социалистический лагерь.

На XX съезде партии тезис о многообразии форм перехода к социализму получил теоретическое обоснование. Эти идеи, как и критика культа личности Сталина, были с воодушевлением встречены в большинстве стран социализма. В некоторых из них начались процессы демократизации, отказа от сталинского наследия. Осенью 1956 г. сменилось руководство в Польше, где с лета не прекращались демонстрации и забастовки рабочих. Тогда же начались демократические процессы в Венгрии, где активно критиковали старое руководство Венгерской партии трудящихся и ее просоветскую ориентацию. Считая, что главной причиной венгерского кризиса стали происки западных спецслужб и деятельность внутренних «врагов венгерского народа», советское руководство ввело на территорию Венгрии свои войска и подавило выступление.

Венгерский кризис подтолкнул советское руководство не только к «закручиванию гаек» и пересмотру критики сталинизма в СССР, но и к ужесточению своей политики в рамках социалистического содружества. На совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в Москве в 1957 и 1960 гг. события в Польше и Венгрии оценивались резко отрицательно. В документах совещаний подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

Дополняя экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ военно-политическим, СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в мае 1955 г. в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины.