Политика разрядки
- Отношения с Западом
- Отношения с соцстранами. «Доктрина Брежнева»
- Региональные конфликты
- Афганская война
Отношения с Западом.
К середине 60-х гг. международная обстановка оставалась для СССР противоречивой. Единый некогда социалистический лагерь был расколот китайским руководством, отношения с Западом вновь обострились из-за агрессии США во Вьетнаме, политика СССР в странах «третьего мира» не приносила ожидаемых результатов.
Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились в начале 70-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряженности расценивалось как признак его слабости, успех советской дипломатии.
США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, режимы в СССР и в союзных ему странах способны сохранять свою силу лишь в условиях жесткого военного и политического противостояния, а в условиях нормализации отношений будут ослаблены.
На рубеже 60–70-х гг. начался период, получивший название «разрядка международной напряженности». В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. – между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.
В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных с его статусом. В мае 1972 г. в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток – Запад.
Визит Р. Никсона в СССР в 1972 г. (фото сверху)
Визит Л.И. Брежнева в США в 1973 г. (фото снизу)
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.
Успех Совещания стал победой всех миролюбивых сил. Однако советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось ее закрепить. Причем оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Вот почему разрядка оказалась недолгой.
Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом войны в Афганистане (декабрь 1979 г.) разрядка оказалась похороненной вовсе.
Отношения с соцстранами. «Доктрина Брежнева».
В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. В декабре 1967 г. сменилось руководство компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек. В апреле 1968 г. началась знаменитая Пражская весна. Предполагалось проведение последовательной экономической реформы и всесторонней демократизации общества. Однако поиски путей обновления социализма в Чехословакии были объявлены «антисоциалистическими». В августе 1968 г. в Чехословакию вошли войска СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии.
Эта акция усилила раскол среди стран социализма. Еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. заявила о выходе из ОВД Албания. События в Чехословакии заставили советское руководство пересмотреть принципы сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Целой серией межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, а также путем создания почти 30 межгосударственных учреждений были значительно усилены их связи с СССР, роль и значение которого в содружестве возросла. Эти меры на Западе назвали «доктриной Брежнева». Однако эти действия лишь временно стабилизировали ситуацию, которая позже стала вновь выходить из-под контроля Москвы.
В 1980 г. начались массовые выступления рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность». Это была первая в социалистической стране массовая общественно-политическая сила, возникшая «снизу» и ставшая реальной альтернативой власти. Временно стабилизировало обстановку лишь введение в декабре 1981 г. в Польше военного положения.
Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай и Албания, отдалились Румыния, Югославия, КНДР. Проблемы были обусловлены здесь в основном их большей или меньшей самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики. С конца 60-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооруженные провокации на границе. А в 1979 г. разгорелась кратковременная война между Китаем и Вьетнамом, в которой советская поддержка была на стороне последнего.
С годами все более очевидным становился кризис системы, существовавшей не только в СССР, но и в других странах социалистического содружества.
Региональные конфликты.
Уже с начала 60-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы. В течение более десяти лет (1964–1975) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в ее борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время ее войны с Пакистаном в середине 60-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г. Многолетняя война за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в середине 70-х гг. завершилась провозглашением их независимости. В Анголе и Мозамбике был провозглашен курс на строительство социализма.
С 1974 г. после свержения монархии и начала гражданской войны в Эфиопии СССР начал массированную военную поддержку режима М. X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и ставшего копировать его советскую модель.
Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.
Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.
Афганская война.
Крупнейшим внешнеполитическим событием для СССР стало вмешательство в события в Афганистане. В конфликт различных политических сил в этой стране оказался вовлеченным Ограниченный контингент советских войск, вступивших 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Такое решение было принято несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым.
Советские войска находились в Афганистане до 1988 г. В афганской войне погибли около 14 тыс. советских солдат, были ранены 35 тыс., пропали без вести или попали в плен более 300 человек. Общие потери афганцев составили около 1 млн человек.
Война потребовала и материальных затрат в десятки миллиардов рублей. Запад использовал события в Афганистане для нападок на Советский Союз. Новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР в крайне тяжелые условия, ускорив нарастание структурного кризиса.