Строительство обновленной Федерации

Строительство обновленной Федерации

  1. Федеративный договор.
  2. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России.
  3. Нарастание противоречий между Центром и регионами
  4. Военно-политический кризис в Чечне.
  5. Новый конфликт вокруг Чечни

Федеративный договор.

В канун президентских выборов 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с Центром. Это заявление дало ему поддержку на выборах, но вместе с тем усилило национальные движения. Национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Тувы, Чечни и др. на своих съездах поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении с Центром договоров об особом статусе их республик. В ноябре 1992 г. Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава России. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. Перестали действовать конституционные органы власти, а Верховный Совет был распущен. В Татарии в противовес Верховному Совету был созван курултай татарского народа. В начале февраля 1992 г. он провозгласил государственную независимость Татарии от России.

Все это заставляло центральную власть ускорить заключение Федеративного договора.

В чем состоял смысл Федеративного договора? Речь шла о том, чтобы предоставить национальным районам страны более широкие полномочия и соответственно перераспределить государственную собственность и власть. Проект договора содержал положение о том, что Россия становится федерацией независимых национальных государств, в которых преимущественными правами на землю, недра, производственные мощности пользуется народ данного государства. Родному языку предоставлялся статус государственного. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. представителями всех республик, краев и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни.

Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России.

Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.

Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Законы субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. Если такое противоречие выявляется, действует федеральный закон. Не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, финансовых средств, услуг. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль, введение иных денег не допускается.

Нарастание противоречий между Центром и регионами.

Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Назовем некоторые из них. Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Что это значит? По Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они равноправны. Но это равенство оставалось во многом не реальным, а формальным. Полномочия, ответственность, возможности одних регионов России существенно отличались от полномочий и возможностей других регионов.

Принятые в некоторых республиках государственные акты не только противоречили Конституции и федеральным законам, но и нарушали принципы федеративного устройства России. В Башкортостане, например, вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью республики регулировались только республиканским законодательством. Республика объявила себя самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, ввела собственные налоги и прекратила их перечисление в федеральный бюджет. Были созданы самостоятельные от федеральных органов судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат. Подобного рода решения принимались в Татарстане и Чечне, Якутии и Туве. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области.

Реакция последовала незамедлительно. Края и области, обладавшие мощным экономическим потенциалом и многочисленным населением, энергично протестовали против неравенства субъектов Федерации. Встал вопрос и о гарантиях прав русских, составляющих 85% населения России. О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири – Енисейскую. Эти процессы образно называют суверенизацией краев и областей.

Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Президенту Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана в составе Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях с федеральными властями договор о разграничении полномочий.

Иной курс выбрало руководство Чечни. Оно отказалось от заключения любых договоренностей с Центром. Отношения с ней приобрели крайне напряженный, драматический характер. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению «чеченской проблемы».

Военно-политический кризис в Чечне.

До лета 1994 г. российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооруженных формирований. Успеха добиться не удалось. Давление на Чечню усилилось. В ответ 10 августа 1994 г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной войны с Россией за независимость».

1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Он потребовал немедленно сдать оружие. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечней. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Однако чрезвычайное положение на территории Чечни так и не было введено. Несущие большие потери войска не рассматривались как боевые действия, их снабжение и довольствие осуществлялось по нормам мирного времени. Периодически федеральные власти вступали в переговоры с чеченцами, что позволяло боевикам, получившим помощь от зарубежных радикальных исламских движений, восстанавливать свои силы.

В Чечне Россия столкнулась с исламским фундаментализмом — силой враждебной всякой демократии и имеющую питательную почву в странах весьма далеких от уважения прав человека. В июне 1995 г. Группа боевиков захватила почти 3 тыс. заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

14—19 июня 1995 года захват заложников в больнице г. Буденновска

Начался новый этап вооруженного противостояния. В январе 1996 г. в момент обострения военных действий чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, мятежный генерал был убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства достижения своих целей. Потери среди войск и мирного населения вынудили руководство России пойти на переговоры. Результатов они не принесли.

В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на 5 лет. Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

31 августа 1996 г. подписание хасавюртовских соглашений. Подписи под документом поставили: на тот момент начальник штаба Вооруженных сил ЧРИ Аслан Масхадов (по поручению и. о. Президента Чеченской Республики Ичкерии З. Яндарбиева) и секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь (по поручению Президента РФ Б. Н. Ельцина).

Новый конфликт вокруг Чечни

Осень 1999 г. ознаменовалась новым обострением положения вокруг Чечни. Началась вторая чеченская война. Отряды боевиков вторглись на территорию Дагестана. В сентябре 1999 г. в ряде городов России, в том числе в Москве, были совершенны террористические акты, унесшие жизни нескольких сот человек. Ответные меры правительства носили жесткий и решительный характер.

Взрыв жилого дома в г. Буйнакск 4.09.1999

Взрыв жилого дома в Москве 9.09.1999

Взрыв жилого дома в Москве 13.09.1999

Взрыв жилого дома в Волгодонске 16.09.1999

К контртеррористической операции было привлечено около 150 тыс. военнослужащих, сил милиции и внутренних войск (против примерно 20 тыс. боевиков). Были учтены уроки прошлой кампании в Чечне. Операция проводилась силами опытных офицеров и солдат, а не необученных новобранцев. Войска использовали свое преимущество в артиллерии, господство в воздухе. Продвижение осуществлялось поэтапно, по продуманному плану. В освобожденных от боевиков городах и селах осуществлялись зачистки, выявлялись укрывшиеся среди мирного населения боевики. Все это затрудняло им использование методов партизанской войны в тылу федеральных войск. Воздушно-десантные силы и пограничники в декабре 1999 г. высадили десант в Аргунском ущелье вблизи границы с Грузией и перекрыли основную дорогу, по которой перебрасывались в Чечню банды наемников из-за рубежа.

В конце января 2000 г. был взят город Грозный, превращенный боевиками в мощную крепость. Военные действия перенеслись в горы. При этом боевикам, потерявшим около 15 тыс. человек (потери федеральных сил составили около 2 тыс. человек), не удалось организовать массового повстанческого движения. К концу 2000 г. под контролем федеральных сил находились все населенные пункты Чеченской Республики.

Военные действия дополнялись мерами по политическому урегулированию положения в Чечне. В республике была создана гражданская администрация, возглавленная А.Л. Кадыровым, бывшим муфтием Чечни. Часть функций федеральных сил по поддержанию порядка взяла на себя чеченская милиция.

Серьезной стала проблема беженцев из зон военных действий. Основной их поток направлялся в Ингушетию. Силами администрации этой республики совместно с федеральными властями и международными благотворительными организациями для беженцев были построены палаточные лагеря, налажено снабжение продовольствием. По мере нормализации положения в Чечне, восстановления нормальной жизни возникали условия и для возвращения беженцев на родину.

15 марта 2003 г. на референдуме в Чеченской Республике была принята новая Конституция, согласно которой Чечня является неотъемлемой частью Российской Федерации. Президентом Чеченской Республики стал А. Л. Кадыров.