Культура первобытной эпохи

История культуры первобытного общества охватывает громадный промежуток времени – от возникновения человека (ок.5 млн. лет назад) и до наших дней.


Все сведения о первобытной культуре связано с археологическими находками материальных предметов: орудия труда, постройки, захоронения, украшения и т.п. Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: с появлением человека на земле зарождается религия, возникают мифологические представления, архитектура, изобразительное искусство.


Жизнь древних людей была неотделима от природы . Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. Однако рационально объяснить эту связь человек еще не мог, поэтому он заменил знания об устройстве мира своими представлениями о нем: мифологизированным представлением о действительности, религиозным видением, приписывал силам природы таинственные магические силы.


• Миф – это особый вид мироощущения, специфическое представление о явлениях природы и общественной жизни.

• Религия – вера в существование сверхъестественных сил.

• Магия – система обрядов, с помощью которых человек якобы может сверхъестественным образом воздействовать на природу.

Ранние формы веры


Первобытные формы религии основывались на анимистическом типе мировоззрения. Анимизм (от англ. animation – оживление) – вера в оживление природных сил (духов), способных помогать или мешать человеку в его делах.


В рамках анимистических представлений сложилась такая форма верований как тотемизм – вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени.


Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени.



Рис. 1. Примеры тотемных животных.


Очень рано сформировался у человечества культ предков – поклонение духам умерших людей. Смерть рассматривалась как переход в иное состояние (отделение души от тела) и перемещение в другое место (лес, море, подземный или небесный мир). Умершие предки становились духами. После смерти предка племя сохраняет с ним мистическую связь, которая осуществлялась через ритуальное общение с духом умершего.


Искусство первобытных людей отличается примитивностью, которая была результатом осознания связей человека с окружающим миром. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он понимал лучше, чем свой собственный. Себя первобытный человек первоначально не изображал. В самом конце периода палеолита мы видим изображение человеческих ладоней.


Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко, Пеш Мерль, Ла Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили культовым целям.


Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», – сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей – художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита




Рис. 2. Наскальные рисунки из пещеры Альтамира (Испания)




Рис. 3. Пример художественного произведения первобытного человека.


Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).


Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы. Кроме животных, в пещерах изображали сцены из охоты, танец людей, одетых в шкуры, кровоточащие, пораженные охотниками животные. Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры – в ней появились микроорганизмы – и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.






Рис. 4. Китайская лошадка, одно из самых известных изображений из пещеры Ласко


Как и во многих других подобных случаях, Капова пещера в России известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И. Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Среди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.




Рис. 5. Наскальные рисунки из Каповой пещеры (Россия)


Среди первых изображений человека археологи нашли каменные статуи, изображавшие женщину с подчеркнутыми признаками пола, лица нет. Таким образом, в данных изображениях подчеркивается идея матриархата, женщина воспринимается как сосуд плодородия. Археологи назвали их «палеолитические Венеры».




Рис. 6. “Палеолитические Венеры”



В эпоху неолита появляются новые мегалитические памятники («большой камень»): менгиры, дольмены, кромлехи. Они представляют собой гигантские камни – одиночные или групповые в форме «П».




Рис. 7. Стоунхендж




Рис. 8. Дольмен


Вопросы для повторения:

Как вы думаете, что явилось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?

2. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы можете назвать

3. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их появление?