Художественная культура Древнего Египта

Художественная культура Древнего Египта

Египетская культура оставила заметный след в истории культуры всего мира. Здесь был изобретен папирус – первый материал для письма, заложены основы геометрии, впервые с помощью только математических знаний был вычислен размер полушария Земли и определена площадь круга, сутки разделены на 24 часа, а также была установлена роль кровеносной системы в организме человека. Таким образом, уровень научных знаний в Древнем египте был необычайно высок и это до сих пор остается одной из таинственных загадок этой древней цивилизации.

Египетская религия прошла длительный путь развития и в законченную религиозную систему оформилась ко времени Нового царства. Следует отметить, что для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные силы природы. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух — мужскими божествами, явления природы воспринимались как отношения различных божеств.

Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быка в ряде мест слился с культом тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе «душой» местного бога Птаха стал бык Апис. Животным Амона был баран. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Обычно Хатхор изображалась женщиной, иногда с ушами или рогами коровы, иногда с коровьей головой. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе.

Египетские боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе, и общеегипетских богов, почитаемых по всех стране. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону с центром в городе Гелиополе, и бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. Когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов. Причем Амон включает теперь ряд функций бога Ра. Популярным божеством древнеегипетского пантеона* был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды Гор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона. Особым уважением пользовался бог мудрости Тот, который научил людей читать и писать.

Слева направо:Амон, Ра, Осирис, Исида

Слева направо: Анубис, Хатхор, Гор, Тот

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. Только в этом случае рядом с мумией, может находиться «ка» и «ба» человека. Огромную роль в верованиях египтян играло имя — «рен», уничтожение его приносило огромный вред загробному бытию. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир.

Бытовые сцены жизни египтян на росписях стен гробниц

Культ мертвых привел к строительству грандиозных царских усыпальниц. Прообразом пира­мид являлась мастаба (араб. «скамья») — прямоугольное сооружение со ско­шенными стенами и плоским верхом, напоминающее по форме египетскую скамью. Наземную часть мастабы складывали из кирпича-сырца, наружные стены иногда облицовывали каменными плитами. Под мастабой в вырубленных камерах стоял саркофаг с мумией и лежали вещи, необходимые для умершего. Сначала мастаба была небольшой, но по мере увеличения могущества Египетского государства, и следовательно, усиления власти отдельных лиц, знать и цари не желали иметь гробницу малых размеров. Внутри мастабы «бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати». Но гробница фараона все же не выделялась среди погребений знати, а это не отвечало культу возвеличивания царя…

Реконструкция мастабы

Около 2800 года до н. э. зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царской гробницы. Первая пирамида — пирамида фараона III династии Джосера — являлась комбинацией шести гробниц-мастаб. Площадь основания дан­ной пирамиды 160х120 м, высота 60 м. Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. В пирамиде Джосера же для членов семьи было приготовлено 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет. Тело самого Джосера не было найдено.

Фото и реконструкция пирамиды Джосера

Наивысшего подъема сооружение пирамид достигло при царях IV династии. Тогда были построены пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина, находящиеся в пригороде Каира Гизе. Пирамида Хеопса была построена племянни­ком фараона. Ее высота 146,6 м, длина стороны основания 233 м. Пирамида сложена из 2 млн. 300 тыс. огромных каменных глыб. Погребальная камера расположена в центре пирамиды. В настоящее время облицовка пирамиды утрачена, верхушка сбита. По свидетельству Геродота, пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен – 10 лет, на строительстве было занято 100 тысяч человек. В комплекс пирамид входит скульптурное изображение сфинкса, прославляющее, как предполагают, фараона Хефрена. Фигура сфинкса высечена из целой скалы, ее высота 20 м, длина 57 м. Около каждой пирамиды сооружен погребальный храм, где совершались жертвоприношения фараону. В храме помещали фигуру фараона, которая считалась местом пребывания «ка» умершего. Уже пирамида преемника Хефрена – Микерина была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м, окончена она не было в связи со смертью фараона. Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадке культового строительства, следовательно, и об ослаблении власти фараона.

Комплекс великих пирамид Гизы: пирамиды Микерина, Хеопса, Хефрена

Несмотря на то, что пирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий и ложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательно замуровывались, — это не останавливало грабителей. Все три великие пирамиды доставались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумии фараонов украдены. Так появились захоронения в Долине Царей. Фараон Тутмос I и его архитектор надеялись, что гробница затерянная в скалах, будет лучше защищена от грабителей, чем открытые взорам пирамиды. В известняковой скале прокладывались длинные и глубокие коридоры, главный вход маскировался землянными холмами и насыпями.

Египетская долина царей

В столице Египта Фивах были созданы два храмовых комплекса — в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского хра­ма началось в XVI в. до н.э., до нас дошло имя его зодчего Инени. В XV в. до н.э. зодчий Аменхотеп Младший начал строительство Луксорского храма. Поражает воображение колонный зал Карнакского храма размером 103 х 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских размеров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями.

Аллея сфинксов. Храм в Карнаке

Колоннада храма в Карнаке

Храм в Луксоре

Основой египетской письменности были рисунки. Набор знаков для письма получил название иероглифов. Количество знаков колебалось от 700 до нескольких тысяч.Древние египтяне называли свои иероглифы «языком богов», так как считали, что письменность дарована людям богами. Письмо египтян было доступно лишь избранным.

Письменные принадлежности. Пример египетских иероглифов

Ключом к расшифровке древнеегипетских текстов стал Розеттский камень. Он был обнаружен 19 августа 1799 года при проведении саперных работ неподалеку от города Розетты солдатами Наполеона. Эта массивная плита из черного гранита, или египетского базальт.

Розеттский камень, дешифровщик камня Жан-Франсуа Шампольон

Честь окончательной дешифровки иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шампольону. Шампольон тщательно изучил многочисленные надписи; особенное внимание он обратил на Розеттскую двуязычную надпись, начертанную на греческом языке греческими буквами и на египетском — иероглифами и демотическими (наиболее скорописными) знаками. В 1822 г. Шампольон добился правильного прочтения ряда слов и имён в этой надписи, верно предположив, что египетские иероглифы обозначали не только целые слова, но также отдельные слоги и звуки. Шампольон сопоставил греческие имена Птолемей и другие, встречающиеся в греко-египетской Розеттской надписи , с соответствующими начертаниями этих имён в иероглифических надписях. Таким образом, Шампольону удалось установить, что некоторые египетские иероглифы имеют чисто звуковое значение, и, больше того, определить почти все знаки египетского алфавита. Однако Шампольон не остановился на этой первой стадии дешифровки. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка. Его научные труды дали сильный толчок развитию египтологии, главным образом в области изучения языка и письменности древних египтян.